Во-первых, устанавливается, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, под которой понимается программа, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
При этом содержание образования и условия организации обучения и воспитания инвалидов (лиц, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты) определяются индивидуальной программой реабилитации (ИПР). ИПР представляет собой разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (Приказ Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»).
Во-вторых, законодательством установлено, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под ними понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ утвержден специальный СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"».
Одним из важных условий реализации образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение доступа в здания организаций. В настоящее время действует Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309.
Данный документ определяет порядок обеспечения условий доступности в здания Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по управлению в сфере образования, а также образовательные организации вне зависимости от организационно-правовых форм, учредителями которых является указанные органы публичной власти.
Обеспечение доступности в образовательные организации включает следующие условия: а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, в том числе с помощью вспомогательных средств; в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект; г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения; д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него; е) надлежащее размещение носителей информации, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.
В-третьих, закреплен принцип, предоставляющий возможность выбора организации образования: образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Письме Минобрнауки России от 28 октября 2014 г. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования» Минобрнауки России указывает на то, что развитие инклюзивного образования не противоречит существующей системе специальных (коррекционных) образовательных организаций и не означает отказа от нее и данную позицию рекомендует к реализации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Согласно Закону об образовании общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:
- для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по основной образовательной программе;
- для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по адаптированной образовательной программе - образовательной программе, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц в общеобразовательной организации согласно ст. 2 Закона об образовании, а для инвалидов — также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по адаптированной основной общеобразовательной программе в отдельной образовательной организации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- для обучающихся детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В-четвертых, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, если они проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
В-пятых, установлен принцип профессионального обучения и получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. На органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
В-шестых, законодатель возлагает на профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (например, «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденные Минобрнауки России 26 декабря 2013 г. № 06-2412вн (Письмо Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. № 06-281 «О направлении Требований»).
Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России), совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (Минтруд России).
Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
Организационной и кадровой гарантией инклюзивного образования является обязанность, возложенная на государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.